- БЮДЖЕТ
- – 1) роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период; 2) совокупность доходов и расходов лица, семьи за определенный период.
Различают три состояния госбюджета: нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной; дефицитное, когда расходы превышают доходы; профицитное, если доходы превышают затраты.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политика. Меры по снижению бюджетного дефицита:
1. Переход от финансирования к кредитованию.
2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
3. Снижение расходов на управление государством.
4. Изменение системы налогообложения.
5. Повышение роли местных Б.
Существует четыре традиционных способа покрытия дефицита Б.: 1) выпуск госзаймов; 2) ужесточение налогообложения; 3) секвестр, т. е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям; 4) производство денег, или сеньораж, т. е. печатание денег. Однако в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке и могут быть использованы для покрытия дефицита Б. Однако политика центрального банка, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: Б. должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу; значит, доходы населения упали и налоговые поступления в Б. сократились. Стремясь сбалансировать Б., правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию. Поэтому ежегодно балансируемый Б. является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: Б. должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо Б. покроет государственный долг, появившийся в период спада. Б. сбалансируется не за один год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не Б., а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в России ориентируется на первую концепцию.
Экономика от А до Я: Тематический справочник. — М.: Инфра-М. Г. М. Гукасьян. 2007.